Электронные подписи в 2022 году: часто задаваемые вопросы
Новые правила работы с электронной подписью в 2022 году:
1. По новым правилам с 01.07.2021 года, выдачей электронных подписей теперь занимаются только удостоверяющие центры (УЦ), прошедшие аккредитацию.
2. Если УЦ выдал вам электронную подпись до 31 декабря 2021, то эта подпись будет действительна целый год.
3. При замене или обновлении электронной подписи с 01.01.2022 нужно обратиться в налоговую (ФНС).
Что если в 2022 году у вас осталась подпись аккредитованного УЦ?
Вы вправе продолжать пользоваться ею до конца срока, а новую подпись можете получить в течение этого года.
Где получать электронную подпись в 2022 году?
В 2022 году порядок получения электронной подписи изменяется. Какой алгоритм получения подписи и куда конкретно нужно обращаться руководителю и сотруднику? Разберём этот вопрос ниже.
Как и где получить электронную подпись руководителю?
1. Руководители компаний, ИП и нотариусы будут получать подписи в ФНС или УЦ (удостоверяющем центре)
2. Руководители бюджетной сферы – в Федеральном Казначействе.
3. Первые лица банков – в Центробанке.
Порядок получения ЭП в ФНСОбратиться за электронной подписью можно в любую налоговую. Однако на практике выясняется, что пока лучше всего обращаться в свою налоговую, по месту учета.
При себе нужно иметь:
паспорт;
СНИЛС;
флешку-токен;
сертификат соответствия на токен.
Токен можно приобрести в УЦ или в магазине производителя. Сертификат соответствия на токен можно получить при покупке или скачать с сайта производителя.
Выдача подписи осуществляется бесплатно, но это касается только файлов, записанных на токен. Для того чтобы можно было пользоваться подписью, необходимо установить ее на компьютер, а также купить специальное программное обеспечение КриптоПро CSP.0
Порядок получения ЭП в аккредитованных УЦ.
На январь 2022 года пока ни один удостоверяющий центр не прошел аккредитацию, но в ближайшее время должны стать известны компании, которые будут помогать налоговой с выпуском и выдачей электронных подписей.
В УЦ для получения подписи с собой берем тот же набор документов, что и в налоговую
Преимуществом получения ЭП в УЦ является то, что вы сразу можете приобрести токен, программу КриптоПро и CSP. Также вам смогут помочь настроить компьютер для работы с подписью.
Как и где получить ЭП сотруднику компании, бухгалтерским компаниям и другим лицам, не являющиеся руководителями?
Сотрудники бухгалтерской компании также должны получать электронную подпись в удостоверяющих центрах. Порядок получения ЭП остаётся такой же, как и для руководителей.
Отличие от подписи руководителя заключается в том, что подпись будет без запрета копирования. У такой подписи не указано никаких данных по организации, а будут указаны только инициалы физического лица, которому выдана такая подпись. Чтобы подтвердить свои полномочия действовать от лица организации, необходима электронная доверенность (она же — машиночитаемая доверенность, МЧД).
С 1 марта 2022 года переход на новую электронную подпись физлица и электронную доверенность — добровольный.
С 1 января 2023 – это обязательно условие.
Опубликовано 15 янв 2022